Сайт воспитателя 

      детского сада

Меню сайта
Категории раздела
Мастер-класс [3]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 15
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Мастер-класс » Мастер-класс

«Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста»
[ Скачать с сервера (81.5 Kb) ] 11.03.2016, 12:30

«Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста»

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования (слайд 2).  Приняты новые Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, в которых работа с детьми по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений выделяется в самостоятельную образовательную область. Контакт ребенка с окружающим миром строится на речевом общении – поэтому особенно важна задача активизации речи детей. Развитие речи – одно из необходимых условий готовности ребенка к обучению в школе. Коммуникативная компетентность дошкольника предполагает умение свободно выражать свои мысли, подбирать адекватные средства выразительности, уметь общаться со сверстниками. Это важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии.

В ряду проблем речевого развития детей выделяю одну из основных: речетворчество, как важнейшую составляющую коммуникативной самодеятельности.

Использование традиционной методики не всегда дает желаемый результат. Многие педагогические приемы построены на копировании образцов взрослого, подражании, повторении, тренировке упражнением. При такой организации учебно-воспитательного процесса самостоятельная мыслительная и речевая деятельность ребенка не в полной мере решает поставленные задачи. Как же активизировать речь ребенка?

Решение проблемы я увидела в комплексном использовании эффективных форм речевого развития детей.

(слайд 3) Известные ученые Ф.А.Сохин, А.И.Максаков, Е.М.Струнина установили, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, что дети вовлекаются в активную речевую работу. В процессе общения и взаимодействия со взрослым ребенок проявляет активность в познании и деятельности, а взрослый создает условия, организует речевую среду. Учитывая современные подходы к проблеме развития речи дошкольников, я выделяю   работу И.С.Лопухиной «Логопедия–речь, ритм, движение». С помощью логопедической ритмики звуковой строй речи становится более качественным, голос звучит четко, ясно, появляется хорошая дикция. В практической работе очень полезен опыт А.Г.Арушановой. Решаю речевые задачи посредством налаживания игрового и речевого взаимодействия детей со сверстниками на материале проблемных речевых ситуаций – лексических и грамматических задач. Опыт педагогов – практиков Г.А.Тумаковой, Е.Б.Танниковой, Т.Б. Полянской способствовал разработке  системы по развитию речевого творчества.

Реализуя основную общеобразовательную программу МКДОУ №4 «Росинка» в  образовательной области «Речевое развитие» осуществляю деятельность по речевому творчеству на основе педагогического проекта  «Раз словечко, два словечко…», который разработан мною в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

Цель проекта – разработка системы работы по речевому развитию детей дошкольного возраста (слайд 4).

Данная система основана на принципах, которые представлены на слайде 5

Реализации цели способствует решение следующих задач (слайд 6).

Овладевая речью, ребенок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях. При этом не только приобретает знания, но и учиться мыслить, поскольку думать – это значит говорить про себя или вслух, а говорить – это значит думать.

Речевое творчество - это речевая деятельность, направленная на создание нового, что обеспечивается способностью человеческого мозга создавать новые образы посредством необычного сочетания. Таким образом, создание педагогической системы по развитию речевого творчества стало ведущей задачей моей работы по речевому развитию дошкольника.

 

Новизна моего опыта заключается в комплексном  использовании эффективных  и современных форм  работы по речевому творчеству ребенка – дошкольника (слайд 7).

Для удобства работы организовала перспективное планирование на каждый возраст. Работа в младшем возрасте является подготовительной, а в старшем возможно самостоятельное речевое творчество. От возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов.

 

Младший и средний возраст (с 3-5 лет) (слайд 8)

В младшем возрасте мотив речи у детей экспрессивный (эмоциональный). Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи (слайд 9).

            Мною проведена классификация пальчиковых игр:

- по степени усложнения.

            Применение тех или иных упражнений относительно готовности руки ребёнка. Это комплексы упражнений:

- на развитие кистей рук «Капуста», «Месим тесто»;

- движений каждого пальца: «Утро настало», «Дружат в нашей группе девочки и мальчики»;

-координацию и согласованность действий: «Мы по Африке гуляли», «В гости».

- по содержанию и назначению

-игры – манипуляции «Жила – была крыша», «Шумный лес»;

-игры с самомассажем кистей и пальцев рук «Гости», «Десять птичек - стайка»;

-игры со звуковой гимнастикой «Щи - талочка», «От топота копыт»;

-сюжетные пальчиковые упражнения, с помощью которых можно придумывать истории и сказки «Выполнение фигурок из пальцев».

Многообразие игр позволило сделать более эффективной подготовительную работу по развитию речевого творчества у детей.

Главный стимул развития речи – создание условий для проявления речевой активности. Такие условия почти идеально представлены в театральной игровой деятельности. Я разработала программу театрального кружка с использованием пальчиковых кукол «В гостях у Буратино» (слайд 10). Изготовила пальчиковые куклы, небольшую ширму, декорации, атрибуты, шапочки. Театральные представления начинаются с разыгрывания потешек, небольших диалогов, а кульминацией этой деятельности стали постановки спектаклей с изготовлением декораций для маленькой ширмы.

Как известно, применение наглядности позволяет дошкольникам более прочно усвоить изучаемый материал, для этого я использую мнемодорожки. Особенность методики заключается в применении не изображений предметов, а их символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, сокращает время обучения, превращает занятие в игру. При обучении детей составлению рассказов – описаний, я пользуюсь схемами Т.А.Ткаченко и сенсорно – графической схемой В.К.Воробьёвой, которые я беру за основу, но изменяю и совершенствую их.

Мною разработаны дидактические игры, которые способствуют успешному закреплению речевых навыков (слайд 11):

- формирование и обогащение словарного запаса - «Собери бусы», «Ромашка», «Разрезные картинки», «Подбери к дереву листочки»;

- развитие связной речи - «Расскажи сказку», «Составь рассказ», «Загадки-отгадки»;

Активизации речевых центров способствуют созданные мною игры по развитию мелкой моторики рук: «Почини коврик», «Танграм», «Рамки и вкладыши», «Выглади пеленки для сестры Аленки».

 Ребенок, усвоивший игру, становится и ее организатором, и ее активным участником.

Стремясь успешно использовать систему работы, создаю необходимую развивающую среду.  С целью всестороннего развития речи  воспитанников в развивающей среде группы был создан Центр речевого развития (слайд 12). Он включает в себя игры и пособия, направленные на развитие всех компонентов речевой системы. Ключевым персонажем речевого уголка я сделала игрушку коровушку Говорушку. Известно, что игрушка занимает особое место в предметном мире ребенка. Она является другом, партнером в мире игр, собеседником. Куклотерапия позволяет решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности. В игровой уголок собрала бросовый материал для развития мелкой моторики рук: камушки, ракушки для выкладывания узоров на пластилине и доске, пробочки разной формы для обводки и упражнений  «Дорисуй…», катушки с нитками для игровых состязаний «Кто быстрее?», пособия-тренажеры «Матрешка», «Ежик с фруктами», «Башмак», пособия для развития дыхания.

 

Старший дошкольный возраст (с 5-7 лет) (слайд 13)

Детская речь изумительна, забавна и изобретательна. Мы часто слышим от детей много интересных изречений, придуманных ими слов и забавных фраз, порой даже не всегда понимая смысл сказанного. Подобное явление называется словотворчеством. Словотворчество – естественный путь освоения ребенком лексического богатства родного языка, наиболее эффективный способ осмысления множества грамматических форм. Активное словопроизводство способствует развитию речи и воображения, свидетельствует о творческой личности ребенка. Ближе к 5-му году жизни у детей наблюдается интерес к словесному творчеству (придумывание сказок, стихов, загадок, небылиц). Это требует от детей активной работы воображения, мышления, речи проявление наблюдательности, участия положительных эмоций.

В данной деятельности определила 3 направления:

Первое направление -  Сочинение стихотворных строчек.

Используя технологию Г.А.Тумаковой модифицировала этапы обучения  по составлению рифмованных стихотворных строчек:

  • На подготовительном этапе использую словесные игры типа:

- загадки – складки  «Улыбается в оконце,

А зовут тебя все ………»

- «закончи - стихотворение» «Эй, цыплёнок, где твой дом?

- Он у мамы под …………….»

- «подскажи словечко» «У маленькой Зины игрушки в ………….»

- «закончи чистоговорку»

«Са-са-са, к нам летит ………..»

  • Первый этап заключается в подборе рифмы к определённому слову (Кошка - матрёшка);
  • Второй этап: соединение двух схожих по звучанию слов (Кошка на окошке);
  • Третий этап: складывание первого двустишия. Первую строчку даёт воспитатель. (Жила-была кошка……………);
  • Четвёртый этап: сочини 2 строчки в четверостишии. Воспитатель даёт 2 первые строчки. (Стоит старушка у столба, Вытирает пот со лба………).

Второе направление - Сочинение описательных загадок

Строится на основе загадки – отрицания, которая включает в себя следующую модель:

  1. Определение предмета, его свойств, образной характеристики. (Арбуз – круглый, сладкий, зелёный).
  2. Подбор соответствующего объекта к образным характеристикам загадываемого предмета. (Круглый – шар, сладкий – мёд, зелёный - огурец).
  3. Отбор условных заместителей, знакомство с условным обозначением отрицания «но».
  4. Воспроизведение загадки согласно составленной модели, ситуации устной речи. (Круглый, но не шар, Сладкий, но не мёд, Зелёный, но не огурец).

Третье направление - Сочинение рассказов, сказок.

Сказки, рассказы могут сочиняться и по картинкам, и по предложенной речевой ситуации. Данная работа развивает фантазию и воображение детей, интерес к речевому творчеству; побуждает рассуждать, использовать свой опыт, делать выводы, активизируя знания, представления, совершенствуя словесно-логические операции. Сочинение сказок строится по этапам:

  1. Подготовительный:

-Повтор песенок, которые часто встречаются в сказочных историях;

- Знакомство со структурой сказки (начало, средняя часть, концовка);

- Посещение спектакля, кукольных театров, драматизация сказок, рисование отдельных эпизодов сказок, словесные игры.

2. Первый: - придумывание новых концовок к знакомым сказкам.

3. Второй: - продолжить сказку, начатую воспитателем.

4. Третий: - самостоятельно сочинить сказку с хорошо знакомым сказочным героем (воспитатель даёт тему и указания, план).

5. Четвёртый: - придумывание сказки на самостоятельно выбранную тему.

Отдельно выделяю интеграцию речевой и изобразительной деятельности. Её суть заключается в составлении сказок и рассказов по собственным рисункам (например: аппликация избушки Деда Мороза - рассказ по теме «Загляни в окошко»). Результатом этой деятельности являются книжки – малышки, которые составляют библиотеку нашей группы. Все творческие работы детей оформляю в альбоме «Наши слова».

Ведущую роль в организации работы по развитию общения и речи играет проектная деятельность. Она вызывает большой интерес детей и способствует обогащению и активизации речи. Работая над проектом дети получают знания, расширяют свой кругозор, пополняют пассивный и активный словари, учатся общению со взрослыми и сверстниками.  Для успешной реализации проектов осуществляем взаимодействие с родителями.

Воспитанниками были реализованы проекты, основанные на совместном речевом творчестве взрослых и детей: «Волшебный сундучок», «Моя семья», «Я загадаю – ты отгадай», «Спасем Колобка», «Что такое Новый год?», «Письмо Деду Морозу», «Что нам герб расскажет?», «Домашние питомцы», «Расскажу Вам сказку», «Морские обитатели», «Животные жарких стран», «Сказка про Деда Мороза», «Подарок нашему городу» (http://mkdou4kirs.ucoz.ru/load/proekty/3 ). Каждый проект был презентован родителями и детьми в литературной гостиной.

С целью формирования  и активизации связной речи в старшем дошкольном возрасте применяю технологию наглядного моделирования (мнемотехники). Использую её при составлении описательных загадок, рассказов, заучивании стихов, пересказе сказок. Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. В этом возрасте используются мнемотаблицы. Мнемотаблица  это таблица, разделенная на определенное количество квадратов, каждый из которых содержит изображение (схематичное - букв, цифр, предметов). Мнемотаблица тренирует фотопамять, развивает логическое мышление, воображение, смекалку, тренируется умение составлять связный рассказ по образам. Мнемотаблицы могут быть простыми и тематическими (речевые, математические, музыкальные, на формирование различных понятий и др.).

Работу по мнемотаблице строю по следующему алгоритму:

1.Рассмотреть таблицу и определить, что на ней изображено.

2.Преобразовать абстрактные символы слов в образы.

3.Пересказать сказку или рассказ по заданной теме.

  1. Зарисовать свои «сочинялки» в мнемотаблицу. Мнемотаблицы.docx

Мною накоплен определенный опыт работы с родителями по развитию речевого творчества детей (слайд 14). Я использую следующие нетрадиционные формы сотрудничества: речевой театрализованный праздник, речевые газеты, выставки, викторины, конкурсы, совместные занятия, проектная деятельность, презентации. Моя деятельность представлена на личном сайте  (http://mkdou4kirs.ucoz.ru).

Одной из форм совместной работы с родителями являются посиделки, на которых предполагается «сесть рядком, да поговорить ладком». Дети с помощью родителей подготовили фотогазеты, листовки, которые были опорой для их рассказов. Выполнение совместных творческих работ вырабатывает ответственность, сближает ребенка и родителей, делает их единомышленниками, подсказывает мамам и папам, чем занять детей в выходной день и, конечно, обогащает опыт литературного творчества дошкольника.

В результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями по развитию речевого творчества детей.

 (слайд 15) Для оценки результативности системы работы по речевому развитию детей была проведена диагностика на основе тестов М.Н.Ильиной, Л.Г.Парамоновой, Н.Я.Головневой и получены следующие результаты (слайд):

Критерии

2014

2015

2016

Высокий

Средний

Высокий

Средний

Высокий

Средний

1

Правильность произношения звуков

46

54

54

46

77

23

2

Умение различать звуки речи на слух

48

52

56

44

77

23

3

Звуковой анализ слов

36

64

46

54

59

41

4

Словарный запас

38

62

42

58

59

41

5

Сформированнность грамматических

систем

42

58

47

53

59

41

6

Владение связной речью

32

68

41

59

50

50

 

ИТОГО:

40,3%

59,7%

47,6%

52,4%

63,5%

36,5%

            За 3 года показатели отражают динамику по речевому развитию.  Диагностику результатов театрально-игровой деятельности детей подготовительной группы сделала по следующим критериям (слайд 16): этюдный тренаж (дикция, жесты), игры-драматизации (желание участвовать, умение общаться с партнером), этюды с куклами (желание играть с куклой, умение управлять), кукольные спектакли (способность создавать образ с помощью куклы). На основе полученных данных вывела общую оценку: отлично-31%, хорошо-55%.

 

Таким образом, работая в системе, используя последовательность деятельности: от простого к сложному, удалось развить творческие, организаторские, художественные способности детей, развить умения творческого рассказывания, сочинительства, речевой импровизации.

Результатом  интегрированной работы по изодеятельности и речевому развитию детей стало успешное участие моих воспитанников во многих творческих художественных  конкурсах от районного до Всероссийского уровня (слайд 17).

 

Вывод:  проделанная работа дала  положительные результаты:

- Творческая деятельность сформировала у детей любознательность, чуткость к слову, умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей. Это помогло детям стать общительнее, сформировало уверенность в своих силах, возросла их речевая активность в разных видах деятельности. 

- В результате участия в проектной деятельности у родителей обогатился опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком, повысилась компетентность родителей в вопросах речевого развития детей.

- В результате работы по детскому сочинительству у некоторых детей обнаружился талант к стихосложению (Кузнецова Лиза, Матвей Смехов, Андрей Трофимов).

 

В дальнейшем планирую:

-использовать накопленный опыт в активизации речи дошкольников и нарабатывать новый, используя игры, цель которых: побуждать детей вступать в диалог со взрослым, налаживать эмоционально-практическое общение со сверстниками,

-продолжить работу по созданию многофункциональных дидактических пособий для обогащения развивающей среды в группе,

-уделять большее внимание повышению компетентности родителей в вопросах воспитания детей дошкольного возраста, в частности, в речевом развитии, используя разные формы сотрудничества дошкольного учреждения и родителей: игровые практикумы, «круглые столы», совместные праздники и развлечения, различные творческие проекты, семейный клуб.

 

            (слайд 18) Девизом моей педагогической деятельности стали слова Л.С. Выготского: «Творчество - это удел не только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человеческое воображение комбинирует, создает что-либо новое».

 

Категория: Мастер-класс | Добавил: Svetlana
Просмотров: 670 | Загрузок: 13 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025
    Бесплатный хостинг uCoz